Производство башенных кранов 2003-2008

К вопросу возведения высотных зданий в разных странах подходят с разных позиций. Так, если в США строительство осуществляется с помощью подъемных рабочих платформ, то в России используют башенные краны. И хотя в последнее время изменилась технология возведения домов (в основном строят кирпичные и монолитные здания), башенные краны остаются ведущими грузоподъемными машинами, выполняя практически все подъемно-транспортные работы при монтаже строительных элементов зданий и сооружений. Кроме того, темпы строительства зачастую зависят от скорости рабочих движений, влияющих на производительность башенных кранов, поэтому они являются одними из важнейших составляющих при возведении многоэтажного дома.

Существует несколько классификаций башенных кранов. Их разделяют:
— по назначению: для строительно-монтажных работ в жилищном, гражданском и промышленном строительстве, для обслуживания складов и полигонов заводов железобетонных изделий и конструкций, для подачи бетона на гидротехническом строительстве;
— по конструкции башен: с поворотной и неповоротной башней;
— по типу применяемых стрел: с подъемной, балочной стрелой и шарнирно сочлененной стрелами;
— по способу установки: стационарные, самоподъемные и передвижные;
— по виду ходового устройства: рельсовые, автомобильные, на шасси автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные и шагающие.

Производство

На протяжении последних нескольких лет (2003—2007 гг.) Россию охватил строительный бум и, соответственно, возрос спрос на материалы и технику, которая нужна для нефтегазовой отрасли, строительства и реконструкции дорог, трубопроводов, крупных производственных объектов.

Подъем производства башенных кранов в России начался еще 1998—1999 годах. И с тех пор рынок набирал свои обороты, год от года увеличивая показатели развития. За исследуемый период (2003—2007 гг.) ежегодное производство башенных кранов увеличилось практически втрое: со 180 до 530 штук. Средний темп прироста в этом периоде составил более 30%.

Что же касается предприятий, то на российском рынке присутствуют 9 российских компаний — производителей башенных кранов. Самым крупным из них является ОАО «Нязепетровский краностроительный завод» (ОАО «НКСЗ»), который в 2003 г. начал свое развитие с приходом новых собственников, определивших приоритеты и стратегию развития производства. Смена владельцев положительным образом отразилась на компании. Если в 2003 и 2004 гг. завод уже входил в тройку компаний-производителей с небольшим отставанием от лидеров отрасли, то с 2005 г. предприятие прочно обосновалось на ведущей позиции со средним темпом прироста в 62% и общей долей рынка, за 2003—2007 гг. равной 38%. Причем максимальных показателей развития завод достиг именно в 2007 г., когда доля рынка составила 48,5%, что говорит о планомерном стабильном развитии.

Еще одно крупное предприятие расположилось на втором месте — ОАО «Ржевский краностроительный завод». Темпы ежегодного прироста производства компании составили 25%, что позволяет ему прочно удерживать одну из ведущих позиций и занимать долю рынка, равную 31%.

Далее на третьем и пятом местах соответственно расположились два предприятия, входящих в состав «Машстройиндустрии». Это ОАО «Строммашина» с долей рынка, равной 10,5% и средним темпом прироста 39%, и ООО «Одинцовский машиностроительный завод» с долей рынка, равной 6% и средним темпом прироста 164% (такой высокий средний темп прироста связан с увеличением производства с двух штук в 2003 г. до двенадцати в 2004 г.).

Еще одно предприятие ведущей пятерки производителей — ОАО «Механический завод», входящий в объединение промышленно-строительных предприятий Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Москвы — группу компаний «КОНРАД». С 2004 г. темпы прироста производства стали падать и среднее значение за исследуемый период составило 12%. Доля рынка по итогам пяти лет находится на уровне 9%, при условии, что в 2003 г. она составляла более 22%.

Динамика производства башенных кранов лидерами отрасли за 2003-2007 г.г.

Производство башенных кранов 2003-2008

Январь — октябрь 2008 г.

Еще в начале 2008 г. многие эксперты прогнозировали рост производства башенных кранов в среднем на 30%, т. е. в реальных цифрах он должен был быть на уровне 700 единиц, а среднемесячные темпы производства — на уровне 59 штук. Что же имеем на самом деле? За первые десять месяцев 2008 г. средние производственные показатели составили 44 крана, что уже не соответствует прогнозам более чем на 20%. Если сравнивать с аналогичным периодом 2007 г., то и здесь ничего хорошего — увеличение производства составило всего 12 штук. А если учесть, что спад начался еще в апреле 2008 г. и в октябре выпуск продукции в натуральном выражении составил 13 кранов — ни о каком росте уже никто и не задумывается. Октябрь показал, что кризис в строительстве (по крайней мере, в сопутствующих отраслях) оказал свое влияние на предприятия. И если сделать краткосрочный прогноз на ноябрь и декабрь 2008 г., то уровень производства за весь 2008 г. может остановиться в районе 470—480 башенных кранов, что уже меньше показателей 2007 г. на 12—14%. Следовательно, основным приоритетом в деятельности компаний на данном этапе является удержание своих позиций.

Подобная ситуация уже наблюдалась после 1998 г., когда объемы производства также значительно упали. Но уже после 2000 г. и до апреля 2008 г. ситуация в краностроительной отрасли постепенно улучшалась и были все предпосылки к восстановлению и увеличению доли отечественного производителя на российском рынке башенных кранов.

Динамика производство башенных кранов за январь-октябрь 2008 г.

Производство башенных кранов 2003-2008

За 10 месяцев 2008 г. ситуация среди производителей в ведущей пятерке практически не изменилась — лидеры те же, разве что ООО «Одинцовский машиностроительный завод» сместил на одну позицию ОАО «Механический завод», но в натуральном выражении, на фоне общего падения отрасли, это не столь важно.

Подводя итоги работы за 2004—2007 гг., генеральный директор ОАО «НКСЗ» Сергей Губайдулин озвучил производственные планы предприятия на 2008 г., которые составили 300 кранов — сейчас эта цифра кажется призрачной. Что же касается остальных, то здесь можно отметить только ОАО «Ржевский краностроительный завод» и ОАО «Строммашина» — единственные компании, которые превысили производственные показатели в январе — октябре 2008 г. относительно аналогичного периода прошлого года.

Подводя итог, можно отметить, что на рынке российских производителей башенных кранов складывается непростая ситуация. Кризис банковского сектора уже по итогам октября дал о себе знать. Для выхода из тяжелого положения банки стали увеличивать процентные ставки — а это ударило по производителям кранов сразу с двух сторон.

Во-первых, строительство является отраслью, где требуются огромные займы (по состоянию на сентябрь 2008 г. строительство имеет самый низкий коэффициент автономии). После обрушения фондового рынка на погашение кредитов потребовалось больше средств, а так как их неоткуда взять, предприятия строительной отрасти стали лидерами и по просроченной кредиторской задолженности. Многие объекты оказались замороженными, следовательно, и сам спрос на краны упал. Во-вторых, большинство строительных компаний приобретает башенные краны в лизинг и опять же через заем — а в отсутствие реальных денег это становится затруднительным.

Очевидно, что ситуация восстановится после реанимации банковского сектора, когда появятся реально подкрепленные деньги и процентные ставки начнут выходить на более приемлемый уровень, но когда это произойдет, сказать достаточно сложно. Многие предприятия в такой ситуации выбрали выжидательную позицию. Оперативное вмешательство правительства, возможно, вдохнет в отрасль новые силы, но насколько это окажется эффективным, можно будет сказать еще не скоро.

Автор: ТЕХНОmagazine

Добавить комментарий