Hitachi – восходящее солнце японского машиностроения

В 2010 году компания Hitachi отметит свой 100-летний юбилей. Сегодня под этой маркой производится более 20 000 наименований товаров самого широкого спектра — от микросхем до поездов. Компания, изначально специализировавшаяся на выпуске электродвигателей, стала одним из мировых лидеров в разработке высокофунк-циональных материалов и компонентов, микроэлектроники и электронных компонентов, цифровых технологий и бытовой техники, информационных и телекоммуникационных систем, в производстве оборудования для энергетики и промышленных систем, строительной и спецтехники.

Hitachi ZX18 01

Hitachi — это огромная финансово-промышленная группа, объединяющая около тысячи компаний и фирм, каждая четвертая из которых расположена за рубежом (основные производственные мощности находятся в Малайзии). Материнской компанией для всех них является Hitachi LTD. Центральный офис концерна расположен в столице Японии — Токио.

Hitachi

Годовой объем продаж Hitachi составляет более 80 миллиардов долларов, 5% от этой суммы компания вкладывает в научные исследования, которые проводят 17 тысяч ученых в 32 лабораториях по всему миру.

Намихеи Одаира

Namihei Odaira

Название компании Hitachi происходит от имени небольшого японского городка, рядом с которым располагалась одноименная шахта по добыче меди. Здесь в 1908 году получил должность начальника технического отдела будущий основатель концерна Намихеи Одаира. Несколько лет в свободное от работы время талантливый молодой инженер занимался конструированием различных приборов, и в конце концов изобрел электродвигатель. Это устройство мощностью в пять лошадиных сил (3,6775 кВт) стало первым силовым агрегатом, созданным в Японии.

Проявив незаурядное предпринимательское чутье, в 1910 году Намихеи Одаира открывает собственное дело и приобретает участок земли для строительства завода по производству созданного им электромотора. Эта дата стала считаться началом истории компании Hitachi.

Для создания товарного знака своего предприятия Намихеи Одаира использует два иероглифа, составлявших название города Hitachi: “Hi”, что означает «солнце», и “Tachi” — «восход, рассвет». Новый символ получился после наложения одного иероглифа на другой и их заключения в круг. В нем всё многозначно: четыре выступа, выделяющиеся на внешней стороне круга, являются одновременно лучами восходящего солнца и четырьмя сторонами света. Этот знак выразил видение Намихеи Одаира — человека, стоящего перед восходящим солнцем и планирующего лучшее будущее для всех.

Дела у нового предприятия быстро пошли в гору, электродвигатели пользовались повышенным спросом, и вскоре здесь же начинают выпускать трансформаторы, вольтметры, гальванометры, водяные турбины, вентиляторы.

В 1924 году, основываясь на собственных разработках, инженеры Hitachi сконструировали первый в Японии локомотив с силовой установкой переменного тока. В 1932 году электродвигатели Hitachi находят применение в новом изделии — бытовом холодильнике. В конце 30-х компания активно осваивает рынок телефонной связи и в 1940 году выпускает первую АТС на 5000 номеров.

После войны Hitachi достаточно быстро восстанавливает разрушенное производство, и уже к началу 50-х годов выходит на довоенные объемы и открывает дочерние предприятия — Hitachi Cable Ltd и Hitachi Metal Ltd. В 60-е годы компания становится одним из лидеров в области микроэлектроники и компьютерных систем. В 1970 году ее специалисты разрабатывают компьютерную систему управления движением высокоскоростных поездов Shinkansen, современные модели которых развивают скорость до 285 км/ч.

В 2000 году инженеры компании создали первую в мире DVD-камеру, совместимую со стандартом DVD-RAM 4,7 Гб.

Однако бренд Hitachi — это не только электроника, бытовая техника, телевизоры и промышленное оборудование. Под этой маркой выпускаются экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и другая спецтехника. Hitachi Construction Machinery — один из мировых лидеров по производству и продажам строительной техники

Hitachi Construction Machinery

Hitachi Tower and Tung Centre

История спецтехники Hitachi начинается с 1940-х гг., с выпуском первых моделей строительных и горных машин.

В 1968 компания Hovers Constructie NV в Тилбурге была назначена основным поставщиком строительной техники Hitachi в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

В 1970 году в результате реорганизации Hitachi своей деятельности в Японии и выделения подразделения строительного машиностроения из состава головной фирмы основывается компания Hitachi Construction Machinery, которая начинает бурно развиваться. Уже в 1971 году под маркой Hitachi выпускается первый в мире гидравлический подъемный кран, изначально спроектированный для местных строительных фирм, но позднее применявшийся в самых разных странах.

1 августа 1972 года, после банкротства Hovers Constructie NV, создается дочерняя компания Hitachi Construction Machinery (Europe) B.V. Она начинает активно осваивать европейский рынок, предлагая покупателям сваебойные машины и гусеничные краны с гидравлическим управлением зажимом, которые использовались при строительстве фундамента.

С середины 1970-х годов с целью освоения новых технологий и упрочения своего присутствия на рынке Hitachi активно налаживает контакты с другими компаниями. Так, в 1976 году начинается сотрудничество в области гидравлических экскаваторов с компанией Kubota, специализирующейся на выпуске двигателей, компактных строительных машин. В 1981 году подписывается соглашение по крановой технике с Tadano. Начавшееся в 1983 году сотрудничество с Deere&Company помогает японской компании выйти на рынок США.

В 1980-е годы в Европе и Азии одна за другой создаются дочерние сбытовые компании Hitachi.

Появляются совместные предприятия по выпуску гусеничных экскаваторов: в 1986 году — Fiat — Hitachi Excavators (Сан-Мауро, Италия), в 1988 году — Deere — Hitachi Construction Machinery (США).

В то же время японская компания начинает осваивать колесные по-грузчики и выводит на рынок свои первые шесть моделей.

В 1990-е годы, расширяя линейку производимой техники, Hitachi берется за выпуск бульдозеров и дорожно-строительных машин. Принято решение об увеличении количества выпускаемых на заводе в Остенхоуте моделей малых экскаваторов — с двух (UE15 и UE30) до пяти.

В октябре 1998 года компании Euclid и Hitachi создали товарищество с ограниченной ответственностью. Товарищество “A Partnership for a New Millennium” объединилось с компанией Euclid. Компания Hitachi, уже владеющая 80% акций, купила оставшуюся часть пакета компании Euclid у компании Volvo Construction Equipment, зарегистрированной в Брюсселе (Бельгия), превратив компанию Euclid в свое дочернее предприятие со 100% владением капитала.

В 1999 году Hitachi заключает соглашение с ТСМ, в результате которого через два года на рынок выводятся семь новых моделей колесных погрузчиков.

В марте 2001 года компания Hitachi объявляет об окончании деятельности СП с компанией Fiat в связи с созданием акционерного общества Fiat-Hitachi Excavators S.p.A. (“FHE”). Передача всех интересов компании Hitachi в компании FHE компании CNH была завершена к июню 2002 года. После прекращения деятельности СП компания Hitachi проводит независимую стратегическую политику в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.

В 2001 году Hitachi открывает новый завод в Амстердаме, где собирается техника среднего размера массой от 10 до 50 т.

В 2002 году создается компания Hitachi Sumitomo Heavy Industries Construction Crane, объединившая подразделения по разработке и выпуску подъемных кранов двух японских компаний (Hitachi и Sumitomo). Кроме того, начинает действовать совместное предприятие с еще одной японской компанией (Furukawa), получившее имя Hitachi — Furukawa Loaders Europe S.A.S. Оно занялось производством фронтальных погрузчиков.

В этом же году Hitachi Construction Machinery Europe становится из закрытого открытым акционерным обществом. Сегодня компания объединяет более 50 предприятий по всему миру. Самое крупное — завод Tsuchiura Plant в Японии, созданный в 1966 году. Здесь на площади 430 тыс. кв. м выпускается разнообразная спецтехника, проектируются и испытываются новые модели. Другой японский завод — Kasumigaura Plant — скромнее по размерам и более молодой. Открывшийся в 1989 году, он занимает площадь 180 тыс. кв. м.

Наиболее известна продукция, производимая под маркой Hitachi, это гидравлические экскаваторы (гусеничные и колесные), их выпущено около 400 тыс. штук.

Больше всего растет спрос на мини-экскаваторы: в «копилке» компании насчитывается свыше 20 моделей массой от 500 до 5500 кг.

Экскаваторы Hitachi среднего класса (массой 6—40 т) представлены более чем 100 модификациями. В категории землеройных машин массой более 40 т — около десятка моделей.

Кроме того, Hitachi выпускает фронтальные погрузчики, краны, бульдозеры, самосвалы и другую спецтехнику.

Hitachi EX5500-2 на выставке bauma 2007 в Мюнхене

Владимир Заутренников

Добавить комментарий